Все компрессоры объемного сжатия имеют систему смазки, назначение которой следующее:
• Уменьшение фрикционного износа подшипников и других движущихся частей компрессора.
• Охлаждения газообразного хладагента во время сжатия
• Герметизации зазоров полости сжатия и снижения перетечек газообразного хладагента
В различных компрессорах используются различные методы смазки. В винтовых компрессорах масло с помощью внешнего насоса закачивается в картер, в то время как в поршневых и спиральных компрессорах часто используется смазка разбрызгиванием с использованием встроенного насоса и масла из резервуара в нижней части картера компрессора.
Слишком низкая вязкость смеси хладагент-масло приводит к неэффективной смазке взаимодействующих друг с другом металлических деталей, что увеличивает их износ. С другой стороны, слишком высокая вязкость смеси масла и хладагента может вызвать проблемы с повышенным гидравлическим сопротивлением потока газа, что снизит эффективность работы компрессора. Для работы холодильного контура смесь масло-хладагент должна иметь динамическую вязкость, достаточно высокую для обеспечения удовлетворительного уплотнения зазоров в полости сжатия и в механизме компрессора. Кроме того, смесь должна быть термически и химически стабильной, чтобы не вступать в реакцию с компонентами и материалами холодильной системы.
Смеси масел и хладагентов, особенно ГФУ-хладагентов и синтетических масел, имеют ограниченную смешиваемость и растворимость в зависимости от температуры. Так при высокой температуре смесь может разделиться в конденсаторе. Если это происходит, то практически чистый хладагент, переносится к расширительному клапану, а масло накапливается в ресивере или в конденсаторе. В испарителе при низких температурах также может возникнуть проблема с разделением смеси хладагент-масло. И в том, и в другом случае могут возникнуть проблемы ограниченного возврата масла в компрессор, что приведет к недостаточной смазке его деталей и вероятного выхода из строя.